13.11.2012
Каждому практику известно, что разъяснений высших судов, как Высшего Арбитражного Суда РФ, так и Верховного суда РФ, всегда играют очень важную роль в повседневной деятельности. Зачастую, после выхода соответствующих разъяснений, практика по тому или иному вопросу разворачивалась на 180 градусов. Поэтому каждый специалист всегда отслеживает и старается ознакомиться с соответствующими документами ВАС РФ и ВС РФ.
Одним из таких документов стало, принятое после долгих дискуссий, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“, официально опубликованное только 02 ноября 2012 г. Основные моменты, установленные данным Постановлением, вызывающие интерес для широкого круга пользователей, и станут предметом рассмотрения настоящей колонки.
Когда информация не бывает рекламой?
В пункте 1 Постановления, Пленум сразу дал разграничение рекламы от прочей информации. Он обратил внимание, что:
«Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой».
Однако при этом сразу же была сделана важная оговорка:
«судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота».
Дал Пленум и примерный перечень такой информации. К ней относятся, в частности:
На случаях возможных споров в связи с размещением только части из указанной информации, Пленум подчеркнул, что:
«то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой».
Также чрезвычайно важным указанием следует считать разъяснения, связанные с информацией для потребителей. Согласно им:
«не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой».
Спонсоров надо чтить
Пункт 3 Постановления посвящен спонсорской рекламе. К ней, как напоминает Пленум, относится «реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре».
Из каких моментов следует исходить при рассмотрении споров, связанных с размещением спонсорской рекламы?
Прежде всего, надо учитывать, что «к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах».
Есть, однако, у такого договора и особенности. Так, «ввиду специфики возникающих между сторонами упомянутого договора правоотношений исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные статьей 328 ГК РФ».
При этом «существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств» и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия.
Является ли существенным искажением ошибка в указании организационно-правовой формы спонсора? Ответ, с точки зрения Пленума, будет положительным, если такое искажение:
«не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором».
Срок давности и поможет, и не очень
Пункт 5 Постановления Пленума дает ориентиры в части определения срока давности в отношении правонарушителя. Есть в нем и моменты выгодные, для предполагаемого нарушителя, и не совсем выгодные.
Так, явно на руку ему указание о том, что:
«срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе».
В то же время, против него могут сыграть разъяснения, связанные с размещением рекламы в СМИ. Как указывает Высший Арбитражный Суд:
«в случае размещения спорной рекламы в средствах массовой информации сроки давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения исчисляются со дня последнего распространения рекламы в средстве массовой информации».
Однако «если спорная реклама размещена в средстве массовой информации, выпущенном тиражом», то „срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого средства массовой информации“.
Данное разъяснение особенно на пользу нарушителям, разместившим рекламу в периодических изданиях с долгим сроком реализации, например, в ежемесячных журналах.
Александр Мартынов (kadis.ru)
По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:
(495) 64 — 911 — 65 или (495) 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.
Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе «Вопрос адвокату»
Недействительность сделки уступки права (требования)
30.06.2013
Гражданский кодекс предусматривает обширный перечень оснований, по которым сделка может быть признана недействительной. Особенно важно отметить, что в современном мире способы передачи коммерческой информации, электронные технологии в практике безналичных расчетов значительно уменьшают использование бумажных документов.
30.06.2013
Среди сделок с пороками воли особое место занимают сделки, совершенные под влиянием заблуждения. Такие сделки признаются судом недействительными. Однако далеко не всякое заблуждение приведет к оспариванию заключенной сделки. Выработанные судебной практикой подходы к основным аспектам ст. 178 ГК РФ, критериям оценки существенности заблуждения, к правилам возмещения убытков, причиненных такими сделками, позволяют соблюдать баланс публичных и частных интересов в гражданском обороте.
Предварительный договор купли продажи недвижимости
30.06.2013
Заключен предварительный договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества. Продавец уклоняется от заключения основного договора. В период рассмотрения иска о понуждении заключить основной договор продавец заключил договор с третьим лицом — подписан передаточный акт, но переход права собственности не состоялся. Есть ли основания для признания договора с покупателем — третьим лицом недействительным?
Исключаем ошибки при передаче имущества в доверительное управление
14.06.2013
Прежде чем принять решение о передаче имущества в доверительное управление, убедитесь, все ли нюансы оказания подобных услуг вы знаете. Определение доверительного управления (далее — ДУ) вы не найдете ни в одном нормативно-правовом документе. Но, по логике, ДУ — это некий процесс управления вашим имуществом, который осуществляет профессиональный управляющий в ваших интересах. Последний, например, может сдавать в аренду коммерческую недвижимость или инвестировать средства для извлечения прибыли из них
14.06.2013
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России носит глубокий социальный характер. Как заметил В. Клименко: «Чем холоднее климат и чем больше территория страны, тем выше уровень удельного потребления, обеспечивающий жителям данной страны приемлемые условия существования». Таким образом, услуги, предоставляемые ЖКХ, становятся общественно значимыми, публичными. После ухода государства из сектора жилищного хозяйства, произошедшего за годы либеральных реформ, ЖКХ не приобрело законодательного закрепления особой социальной ответственности государства и не стало сферой публичного интереса.
Правоотношения в области ипотеки
14.06.2013
В настоящее время правоотношения в области ипотеки (залога недвижимости) регулируются Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. от 1 июля 2011 г.) и некоторыми другими законодательными актами Российской Федерации. Значение ипотеки и, соответственно, регулирующего ее законодательства для экономики и гражданского права нашей страны, а также для хозяйствующих субъектов и отдельных граждан (вовлеченных в ипотечные правоотношения, в частности в жилищной сфере) весьма велико.