Время работы: 900 - 2000 (пн-сб)

Метро: Лубянка

Высшие учебные заведения: земельный налог и налог на имущество организаций (актуальные вопросы правоприменительной деятельности)

03.12.20083354

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И НАЛОГ НА
ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

О.А. САВЕЛЬЕВА

Прошло около двух лет с того момента, когда государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального подчинения стали признаваться плательщиками земельного налога и налога на имущество организаций. Настало время сделать некоторые выводы, проанализировать проблемы и попытаться предложить пути их разрешения в надежде на то, что законодатель не останется равнодушным и внесет некоторые коррективы в действующие правовые нормы.
Итак, с 1 января 2006 г. в связи с изменением законодательства о налогах и сборах государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального подчинения стали признаваться плательщиками земельного налога и налога на имущество организаций. Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (ст. 78) средства на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 г. были зарезервированы в составе расходов федерального бюджета на 2006 г. В целях реализации названного Закона было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2006 год“, в котором была предусмотрена в том числе процедура составления и представления реестров по расчету налога на имущество и земельного налога государственными вузами с целью получения денежных средств. В указанных целях также был издан ряд писем Министерства финансов Российской Федерации (например, письма Минфина РФ от 22 февраля 2006 г. N 02-03-09/361, от 26 мая 2006 г. N 02-03-09/1399, от 1 августа 2006 г. N 02-03-09/2075).
Однако, несмотря на выполнение в рамках закона всех зависящих от вузов действий, бюджетное финансирование на уплату данных видов налогов было выделено образовательным учреждениям не в полном объеме, о чем свидетельствует, в частности, подп. 7 п. 1 ст. 84 Федерального закона „О федеральном бюджете на 2007 год“, согласно которому направить остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2007 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ „О федеральном бюджете на 2006 год“, предусмотренных Министерству финансов РФ на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, в связи с изменением законодательства РФ о налогах и сборах с 1 января 2006 г. по подразделу „Другие общегосударственные вопросы“ раздела „Общегосударственные вопросы“ функциональной классификации расходов бюджетов РФ,  — на те же цели в 2007 г. в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию указанных мероприятий.
В результате сложившейся ситуации вузы столкнулись с такой проблемой, как многочисленные судебные разбирательства с налоговыми органами о взыскании с них как основной задолженности, образовавшейся в результате недофинансирования, так и пени. Ситуация усугубляется еще и тем, что уплата налогов (впрочем, как и пени) может быть произведена со ст. 290 бюджетной классификации расходов „Прочие расходы“, с которой выплачиваются, кроме того, стипендии студентам, аспирантам, докторантам, государственные премии в различных областях и т.д., что чревато негативными социальными последствиями. Сложность проблемы состоит и в том, что чаще всего представительные (законодательные) органы субъектов и муниципальных образований предусматривают уплату налога на имущество и земельного налога поквартально, а не по итогам налогового периода, хотя такое право предоставлено им Налоговым кодексом РФ. Это ведет к тому, что в случае неуплаты авансовых платежей в установленные законом сроки налоговые органы начисляют пеню за просрочку платежа, что является, мягко сказать, несправедливым, так как вузы не могли исполнить свою конституционную обязанность по уплате налогов в связи с невыделением денежных средств на эти цели из федерального бюджета.
На наш взгляд, послужить выходом из сложившейся ситуации или, по крайней мере, облегчить возникшую ситуацию может следующее.
1. Внесение изменений в законодательные акты субъектов РФ и муниципальных образований, предусмотрев для государственных образовательных учреждений федерального подчинения право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи соответственно по налогу на имущество и земельному налогу в течение налогового периода, а также отменить отчетные периоды, что позволит сократить вузам возможные финансовые потери, вызванные начислением и взысканием пени, начисляемой в настоящее время, как правило, по итогам отчетных периодов.
Налоговое законодательство (ст. 14 НК РФ) относит налог на имущество к региональным налогам, земельный налог — к местным налогам.
Согласно ч. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 387 НК РФ применительно к земельному налогу, в соответствии с которой представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно ч. 3 ст. 379 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. В соответствии с ч. 6 ст. 382 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Похожее положение содержится в Налоговом кодексе РФ в отношении земельного налога. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 397 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 3 ст. 393 НК РФ при установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период. В соответствии с ч. 9 ст. 396 НК РФ представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Таким образом, у представительных (законодательных) органов субъектов РФ и муниципальных образований есть законные основания не предусматривать отчетные периоды, тем самым облегчив положение вузов.
2. Дополнение ст. 75 Налогового кодекса РФ „Пеня“ ч. 9 следующего содержания: „9. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика — бюджетного учреждения в случае задержки финансирования или недофинансирования по налогам, денежные средства для уплаты которых были зарезервированы в составе расходов федерального бюджета“.
В настоящее время налоговые органы начисляют пеню за просрочку платежа по земельному налогу и налогу на имущество, хотя вузы не могли исполнить свою обязанность налогоплательщика в связи с невыделением денежных средств на эти цели из федерального бюджета. При этом налоговики руководствуются ст. 75 НК РФ, не предусматривающей неначисление пеней в связи с задержкой финансирования, а также в обоснование своих доводов опираются на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года „О федеральных органах налоговой полиции“, в котором пеня рассматривается как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В связи с этим налоговые органы считают, что пеня как способ обеспечения обязательств не зависит от наличия или отсутствия вины налогоплательщика и в обязательном порядке должна быть уплачена в случае несвоевременной уплаты налога. Думаем, данное мнение не является бесспорным. Тем не менее, дабы избежать неоднозначных толкований и судебных споров, считаем целесообразным дополнить ст. 75 НК РФ указанной выше нормой.
3. Внесение дополнений в ст. 381, 395 Налогового кодекса РФ о предоставлении государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования федерального подчинения льготы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (хотя данный вариант представляется нам маловероятным).
Справедливости ради следует отметить, что затронутая в настоящей статье проблема является головной болью не только высших учебных заведений федерального подчинения. Это проблема и учреждений среднего и начального профессионального образования, ряда государственных органов.

 

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

  1. Земельный налог: кто освобожден от его уплаты?
  2. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей
  3. Сдаю квартиру внаем
  4. Сначала налоги, потом льгота
  5. Свобода выбора договора и экономическая обоснованность налога
  6. Особенности и правовые последствия получения необоснованной налоговой выгоды при возмещении НДС
  7. Пенсионные взносы на спецрежиме
  8. О злоупотреблении правом налоговыми органами
  9. Новый подход Высшего Арбитражного Суда РФ к применению налога на добычу полезных ископаемых
  10. Налоговый вычет по процентам

Публикации

Все статьи
Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Какие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?

Особенности изменения и расторжения коммерческих договоров

В статье проводится связь динамики коммерческих договоров с их специфическими особенностями. Рассматривается влияние субъектного состава коммерческих договоров, их синаллагматического и возмездного характера на последствия их изменения и расторжения.

 

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

В статье критически рассматривается порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Автор, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность через призму гражданского и исполнительного права, доказывает абсурдность предложенной правовой конструкции. При этом самим автором предлагается простой и эффективный порядок обращения взыскания на данный вид имущества.

Судебная практика

Все практики
Признается ли изменение курса валют существенным изменением обстоятельств?

При действующей системе установления курса валют его изменение не может считаться существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ.

Удержание как обеспечительная мера в предпринимательских договорах

Удержание является одной из мер, которая применяется наиболее часто в ходе реализации договоров аренды, комиссии, хранения некоторых иных. В статье проведен анализ судебной практики и сделаны обобщающие выводы о допустимости и возможности применения удержания в конкретных ситуациях.

 

Налоговые риски по договорам беспроцентных займов

Беспроцентные займы между юридическими лицами — один из самых простых способов перераспределения денежных потоков внутри группы компаний. Однако, как показывает арбитражная практика, выдача беспроцентных займов чревата доначислением налога на прибыль (у организаций) и НДФЛ (у индивидуальных предпринимателей). Проанализируем, какие налоговые риски возникают при осуществлении подобных сделок.

Видео

Все видео
  • В состав наследственного имущества входит доля ООО
  • Наследование и участие в ООО
  • Возмещение участнику ООО причиненных убытков
  • Корпоративные споры в отношении несовершеннолетних