Время работы: 900 - 2000 (пн-сб)

Метро: Лубянка

Налоговое декларирование - элемент современной налоговой политики

01.12.20084125

НАЛОГОВОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ — ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

О.О. ЖУРАВЛЕВА, Л.Ю. ИСМАИЛОВА

Под налоговой (фискальной) политикой понимают «совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов». Основные направления налоговой политики находят свое отражение в правовой регламентации налогового контроля, который «представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов». Одним из существенных элементов правового механизма обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является налоговое декларирование. В современных налоговых правопорядках оно является обязательным и широко распространенным атрибутом системы налогового контроля, активно совершенствуемым в условиях развития глобальных процессов, в том числе экономических.
Термины «декларация», «декларирование» используются в различных отраслях права. Обычно декларация рассматривается как заявление, порождающее определенные правовые последствия в публично-правовой сфере. В налоговом и таможенном праве декларирование является правом и (или) обязанностью субъекта в зависимости от юридического статуса субъекта и его состояния. Декларирование — это процедура, урегулированная нормами права. Как правило, декларация — это документ, в том числе в ряде случаев электронный. Однако российское национальное право признает в отдельных случаях декларирование в устной форме.
Представление декларации является одновременно раскрытием информации о частной жизни декларанта. Безусловно, это определенное ограничение прав граждан в интересах общества в целом. Набор сведений, обязательный для представления в налоговой декларации, обычно четко регламентирован законодательно и, в свою очередь, характеризует реализуемую государством налоговую политику, равно как и санкции, устанавливаемые за несоблюдение действующей процедуры декларирования. Основополагающий критерий при установлении объема декларируемых сведений состоит в их необходимости и достаточности.
Пункт 7 ст. 80 НК РФ прямо указывает на неправомерность включения в форму налоговой декларации сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением: 1) вида документа: первичный (корректирующий); 2) наименования налогового органа; 3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица; 4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации; 5) номера контактного телефона налогоплательщика.
В определенных случаях представление декларации, будучи обязанностью субъекта, является необходимым условием реализации иных прав, в том числе прав на получение льгот и иных имущественных преференций. Например, для получения такой налоговой льготы, как имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщик должен подать налоговую декларацию (п. 2 ст. 220 НК РФ). Таким образом, декларант, подавая декларацию, обосновывает правомерность своих притязаний, а государственный орган, осуществляя соответствующие контрольные мероприятия, обеспечивает осуществление принятой государственной налоговой политики.
Декларирование как право субъекта — физического лица закреплено в п. 2 ст. 229 НК РФ в отношении налога на доходы физических лиц. В последние годы в налоговых правопорядках многих стран особое значение придается имущественным декларациям, что объясняется ростом трудно контролируемых доходов и расходов и подтверждает общее смещение акцентов в налоговой политике. Поскольку такие декларации предназначены для получения наиболее полной информации об имущественном положении отдельных субъектов, источниках происхождения их доходов и позволяют осуществлять последующие контрольные мероприятия.
Статья 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как «письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога». Статьи 174, 204, 229, 243 — 244, 289, 333.15, 346.10, 346.23, 346.32, 346.39, 363.1, 370, 386, 398 НК РФ определяют порядок подачи налоговых деклараций в отношении как федеральных, так региональных и местных налогов.
В силу того, что декларация является источником налоговозначимой информации и существенным элементом обеспечения собираемости налогов и реализации налоговой политики, серьезная проблема состоит в обеспечении достоверности представляемой налогоплательщиками и плательщиками сборов информации, заявляемой в декларации.
Правовые механизмы, обеспечивающие достоверность информации, содержащейся в налоговой декларации, могут быть различными по своей правовой природе. Так, п. 5 ст. 80 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика подписать декларацию, подтверждая достоверность и полноту указанных сведений. Законодательно устанавливаются неблагоприятные последствия предоставления недостоверных сведений том числе невозможность использования вычетов, льгот). Большинство разрабатываемых бланков деклараций ориентировано на компьютерную обработку и, как следствие, должно гарантировать однозначную интерпретацию сообщаемых декларантом сведений как при ручной обработке, так и при использовании компьютерных средств.
Многие страны в процессе проверки достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, опираются на помощь третьих лиц, в частности других налогоплательщиков. «Фиск обращается к содействию всего общества путем распубликования результатов оценки или данных декларационных заявлений и приглашает всякого другого плательщика указать ему на неправильность в этих оценках или декларациях, если у него есть какие-либо данные об этом, и так как среди граждан все более и более растет чувство солидарности, сознание налоговой обязанности по отношению к государству, то введение такой публичности в обложении начинает играть крупную роль». В литературе отмечается, что в настоящее время принцип публичности обложения получил свою реализацию в ряде правопорядков (Швеция, Норвегия, Франция, Италия и др.). «Правовой основой существования принципа налоговой публичности в этих странах является конституционное право каждого на ознакомление с документами и материалами органов государственной власти, непосредственно затрагивающими его права и свободы». Поскольку обязанность по уплате налогов носит публично-правовой характер, то предполагается, что ее неисполнение отдельными гражданами нарушает права и интересы всех граждан. Следовательно, все налогоплательщики имеют право знать об исполнении каждым его налоговых обязанностей. Это и позволяет некоторые налоговые сведения, перечень которых строго регламентирован, рассматривать как информацию, затрагивающую интересы всех граждан, и признавать ее общедоступной, или публичной.
Постепенно принцип «публичности обложения» (Walker) как обязанности облагающей власти приобретает своих сторонников. А с учетом имеющей место тенденции транснационализации деятельности хозяйствующих субъектов и увеличивающегося взаимовлияния налоговых политик отдельных стран как на собираемость налогов, так и на возможности обеспечения гармоничных интеграционных процессов принцип публичности обложения приобретает и соответствующую международную поддержку, которая, однако, в настоящее время не нашла законодательного закрепления на международном уровне.
Следует отметить, что методы контроля за достоверностью информации, содержащейся в декларациях, постоянно совершенствуются. Многие страны переходят на электронные формы сдачи/приема деклараций, в том числе с использованием телекоммуникационных средств. Это делается для снижения затрат на налоговое администрирование и его оптимизацию, а также с целью последующей автоматизации процедур анализа деклараций и выявления недостоверных сведений, в том числе свидетельствующих об имевших место налоговых правонарушениях и преступлениях.
В РФ полномочиями по утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения (п. 7 ст. 80 НК РФ) обладает Минфин России. Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Минфином России. В ряде случаев отечественное законодательство предусматривает упрощенный способ декларирования. В целом совершенствование форм налоговых деклараций характерно не только для российской правовой системы. Предпринимаются попытки разработки унифицированных форм отчетности и процедур их сдачи. Например, государства — члены Евросоюза имеют право не только определять основания для применения телекоммуникационных каналов связи для представления налоговых деклараций НДС плательщиками этого налога, но и предусматривать случаи обязательного их представления таким способом. В целом постепенный перевод налогоплательщиков на представление налоговой документации, в том числе налоговых деклараций, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи — общемировая тенденция.
Как отмечалось выше, прослеживаются и тенденции к упрощению налоговой отчетности, что также способствует повышению эффективности налогового контроля. Упрощение процедур и форм налоговой отчетности служит, по мнению ряда специалистов, в целом «улучшению налогового контроля, предотвращению неумышленных налоговых деликтов. Наряду с унификацией налоговых документов в зарубежных странах прослеживается тенденция к их укрупнению. Таким образом, создаются предпосылки к глобализации налоговой политики и разработке согласованных мер в сфере противодействия налоговым правонарушениям, в том числе налоговым мошенничествам.

 

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

  1. Элементы налогового процесса
  2. Финансово-правовые вопросы зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов
  3. Слово о налоговых вычетах
  4. „Вмененный“ газ
  5. О необходимости составления товарно-транспортной накладной при оприходовании товара для определения права на вычет НДС
  6. О реализации процессуальных прав крупнейшими налогоплательщиками в Российской Федерации
  7. Налог на недвижимость
  8. Конституционно-аксиологические основы экономической оправданности затрат в рамках определения объекта обложения налогом на прибыль
  9. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации
  10. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей

Публикации

Все статьи
Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Какие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?

Особенности изменения и расторжения коммерческих договоров

В статье проводится связь динамики коммерческих договоров с их специфическими особенностями. Рассматривается влияние субъектного состава коммерческих договоров, их синаллагматического и возмездного характера на последствия их изменения и расторжения.

 

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

В статье критически рассматривается порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Автор, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность через призму гражданского и исполнительного права, доказывает абсурдность предложенной правовой конструкции. При этом самим автором предлагается простой и эффективный порядок обращения взыскания на данный вид имущества.

Судебная практика

Все практики
Признается ли изменение курса валют существенным изменением обстоятельств?

При действующей системе установления курса валют его изменение не может считаться существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ.

Удержание как обеспечительная мера в предпринимательских договорах

Удержание является одной из мер, которая применяется наиболее часто в ходе реализации договоров аренды, комиссии, хранения некоторых иных. В статье проведен анализ судебной практики и сделаны обобщающие выводы о допустимости и возможности применения удержания в конкретных ситуациях.

 

Налоговые риски по договорам беспроцентных займов

Беспроцентные займы между юридическими лицами — один из самых простых способов перераспределения денежных потоков внутри группы компаний. Однако, как показывает арбитражная практика, выдача беспроцентных займов чревата доначислением налога на прибыль (у организаций) и НДФЛ (у индивидуальных предпринимателей). Проанализируем, какие налоговые риски возникают при осуществлении подобных сделок.

Видео

Все видео
  • В состав наследственного имущества входит доля ООО
  • Наследование и участие в ООО
  • Возмещение участнику ООО причиненных убытков
  • Корпоративные споры в отношении несовершеннолетних