Юристы Москвы
Отдел по арбитражным спорам
Тел: (985) 763-90-66
 
   
 
Навигация

Контакты

г. Москва,

Георгиевский пер.дом 1. стр 1. 2 этаж.

Напротив здание ГОСДУМЫ

+ 7 (985)763-90-66
ur.centr

Партнеры

Вопрос адвокату
Архив "Вопрос адвокату"

Реклама
Домашний дизайн ногтей.
art-nail.ru

Элементы налогового процесса

Налоговые споры Статьи

 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОГО ПРОЦЕССА

Кузнеченкова В.Е., профессор кафедры государственного (конституционного) права ЮФУ, доктор юридических наук.

Вопрос об элементах налогового процесса обусловлен самим характером этой процессуальной деятельности, которая охватывает широкий круг общественных отношений. В юридической литературе элементный состав налогового процесса не разработан, что во многом обусловлено наличием различных концепций понимания самого налогового процесса. В основу научных разработок, посвященных данной проблеме, должен быть положен системный подход, позволяющий охватить всю совокупность налоговых процессуальных отношений. В этой связи представляется целесообразным выделение в налоговом процессе в качестве его элементов налогового правотворческого процесса и налогового правоохранительного процесса, в каждом из которых выделяются налоговые производства и юридические процедуры.
Необходимость включения в налоговый процесс налогового правотворческого процесса обусловлена тем, что с помощью последнего раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования налоговых отношений, претворение исходных правовых идей в прямые и конкретные установки правового регулирования. В процессе правотворчества осуществляется выявление потребности в правовом регулировании налоговых отношений, непосредственное создание налоговых правовых норм. Принятие государственно-управленческих решений по вопросам установления, введения, изменения или отмены налогов и сборов происходит именно в процессе налогового правотворчества. В этой связи спорной представляется точка зрения о том, что в состав налогового процесса не подлежит включению процедура принятия законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, поскольку такая деятельность относится к законодательному процессу, а не к налоговому. На наш взгляд, в решении этого вопроса необходимо исходить из того, что концепция налогового процесса не должна ограничиваться только правовыми рамками, очерченными Налоговым кодексом РФ. Комплексный системный подход определяет необходимость использования норм других отраслей права, в частности конституционного права.
Налоговый правотворческий процесс является разновидностью правотворческого процесса, однако обладает отличительными чертами. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность только в налоговой сфере. Специфика налоговых отношений предопределяет особенности в порядке создания налоговых нормативных правовых актов, а также круг органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих соответствующей компетенцией.
Наиболее распространенным является представление о правотворчестве как форме государственной деятельности, направленной на установление, изменение или отмену правовых норм, т.е. правотворческий процесс связывается с процессуальной деятельностью различных органов государственной власти или местного самоуправления.
Учеными активно исследуется теория правоприменительного процесса. Так, А.Б. Венгеров определяет применение права как властную правовую деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), а также их должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества, по пресечению нарушений в этой сфере.
Таким образом, в юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применение права». Обобщение указанных высказываний позволяет выделить признаки правоприменительной деятельности: осуществление уполномоченными государственными органами и должностными лицами; государственно-властный характер; осуществление в строго установленном законом порядке; связанность с принятием решения по конкретному делу и его оформление.
На наш взгляд, весь спектр налоговых правоприменительных отношений необоснованно включать в налоговый процесс. Полностью налоговый правоприменительный процесс необходимо рассматривать в структуре механизма налогового правового регулирования как сложной системы, включающей механизм налогового правотворчества и механизм реализации нормы налогового права. В составе налогового процесса представляется целесообразным исследовать налоговый правоохранительный процесс.
В юридической литературе правоохранительный процесс выделяется в качестве отдельного элемента правоприменительного процесса. Так, Н.М. Марченко в правоприменительном процессе выделяет правонаделительный (оперативно-исполнительный) и правоохранительный процессы, правоисполнительную деятельность и правоохранительную деятельность.
Элементами налогового процесса выступают налоговые производства и юридические процедуры. Следует согласиться с С.Н. Махиной, указывающей, что составными частями процесса выступают: процедуры, являющиеся его первичным элементом; производства, представляющие собой совокупность однопорядковых процедур.
Справедливым представляется мнение О.А. Ногиной относительно определения налогового производства как урегулированного нормами налогового законодательства порядка совершения процессуальных действий уполномоченными государственными органами, обеспечивающего законное и объективное установление оснований для осуществления налоговых изъятий и разрешение индивидуальных дел организаций и физических лиц в отдельных сферах налоговых отношений, объединенных общностью своего содержания.
В налоговом процессе представляется целесообразным выделить следующие производства: производство по принятию налоговых нормативных правовых актов представительными органами и производство по принятию налоговых нормативных правовых актов исполнительными органами (налоговый правотворческий процесс), налоговое контрольное производство, производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, производство по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (налоговый правоохранительный процесс).
Налоговое производство складывается из совокупности взаимосвязанных правовых процедур. Понятие «правовые процедуры» широко используется в научной литературе, законодательной и правоприменительной деятельности.
Процедуры в широком смысле представляют собой последовательность актов или операций, которые должны быть осуществлены в определенном порядке с целью достижения определенного результата. Процедура всегда связана с процессом.
Юридическая (правовая) процедура является особой процедурой, которая должна быть закреплена в законах или подзаконных нормативных правовых актах. Она представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности.
По своей сущности юридические процедуры представляют собой особый нормативно установленный порядок юридической деятельности, гарантируя последней правомерность и результативность и ориентируя правоприменителя на достижение определенной правовой цели.
Характерным для процедур налоговых производств является следующее.
Во-первых, они закрепляются и регламентируются законами и подзаконными нормативными актами. Так, Налоговый кодекс РФ регламентирует процедуры исчисления и уплаты каждого налога, процедуры применения мер налогово-процессуального принуждения.
Во-вторых, они представляют собой нормативно установленный порядок осуществления правотворческой и правоохранительной деятельности субъектов налогового процесса.
В-третьих, правовые процедуры имеют ориентирующее значение для достижения определенной правовой цели, т.е. они выступают в качестве процедурного гаранта правомерности и результативности деятельности субъектов налогового процесса. В большинстве случаев несоблюдение процедуры влечет признание этого действия незаконным. Так, согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ в отношении проектов законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты предусмотрена процедура обязательного получения заключения Правительства РФ. В случае если эта процедура не пройдена, этот законопроект может быть отклонен Президентом РФ, как рассмотренный с нарушением требований ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.

 

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

  1. Финансово-правовые вопросы зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов
  2. Слово о налоговых вычетах
  3. «Вмененный» газ
  4. О необходимости составления товарно-транспортной накладной при оприходовании товара для определения права на вычет НДС
  5. О реализации процессуальных прав крупнейшими налогоплательщиками в Российской Федерации
  6. Налог на недвижимость
  7. Конституционно-аксиологические основы экономической оправданности затрат в рамках определения объекта обложения налогом на прибыль
  8. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации
  9. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей
  10. Налоговая арифметика


Налоговый процесс

01.12.2008, 3860 просмотров.

   
Система управления сайтом Host CMS