Юристы Москвы
Отдел по арбитражным спорам
Тел: (985) 763-90-66
 
   
 
Навигация

Контакты

г. Москва,

Георгиевский пер.дом 1. стр 1. 2 этаж.

Напротив здание ГОСДУМЫ

(985) 763-90-66
ur.centr

Партнеры

Вопрос адвокату
Разглашение банком личной информации
Возмещение вреда после ДТП
Архив "Вопрос адвокату"

Реклама

Гос. контроль: их много, а возможностей у бизнеса мало

Анастасия Тайшина

В выпусках нашей рассылки мы всегда уделяем достаточно много внимания налоговым проверкам, иным формам взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами. Однако деятельность любого бизнеса находится под неусыпным взором гораздо большего количества властных структур, результаты контрольных мероприятий которых порой сопоставимы с итогами выездной налоговой проверки. Помимо штрафа весьма неблагоприятным результатом может стать и административное приостановление деятельности, как следствие наложения соответствующего вида наказания, и аннулирование действия лицензии при нарушении, например, лицензионных требований и условий.

В ответ на указание Президента РФ летом 2008 на то, «чтобы наши правоохранительные органы и органы власти перестали „кошмарить“ бизнес», в конце года был принят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванный установить порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей государственными и муниципальными органами в целях снижения количества «бизнес-кошмаров».

О результатах действия этого закона мы и предлагаем поговорить.

Главный положительный момент этого нормативного акта заключается в регламентации проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предметом плановой проверки является соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных нормативных требований. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Учитывая, что предметом проверки является соблюдение тех или иных норм, некоторые эксперты говорят о возможности проведения фактически нескольких плановых проверок в течение трех лет, например, Роспотребнадзор в первую проверку приходит с контролем соблюдения прав потребителей, а во второй раз в течение трех лет с проверкой соблюдения санитарных норм и правил. Полагаем, что этот вывод все же не следует из положений закона. В противном случае слишком очевидным было бы отсутствие смысла в достаточно подробном регулировании планирования контрольных мероприятий. Кроме того, нормы закона сформулированы на сегодняшний день таким образом, что при достаточном желании средства для излишнего внимания к бизнесу со стороны проверяющих  имеются. Но обо всем по порядку.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контролирующими органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Эти планы в обязательном порядке согласуются с прокуратурой. Сводный план проверок размещается на сайте генеральной прокуратуры, прокуратур федеральных округов и субъектов.

Основанием для включения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки;

3) начала осуществления подконтрольной деятельности.

Результаты проверок, не включенных в ежегодный план, а также проведенных ранее положенного срока, признаются недействительными (Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2011 по делу № А60-17910/2010-С10, Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2010 по делу № А23-801/10А-11-32).

В принципе, на этом иллюзия защиты бизнеса от государственного произвола и заканчивается.

Во-первых, перечень контрольных мероприятий, при осуществлении которых рассматриваемый закон не применяется, насчитывает более 20 пунктов, среди которых:

-оперативно-розыскные мероприятия, производство дознания, проведение предварительного следствия (в силу специфики таких мероприятий это исключение понятно);

-прокурорский надзор;

-производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ;

-налоговый контроль;

-контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

-контроль на финансовых рынках;

-контроль за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

-валютный контроль;

-таможенный контроль;

-банковский надзор;

-страховой надзор и т.д.

Во-вторых, безусловно имеется возможность проведения внеплановых проверок, основанием для проведения которой является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

-причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или

-возникновение такой угрозы;

-нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Именно внеплановая проверка на основании любой жалобы и может служить инструментом для злоупотреблений, поскольку найти желающего «пожаловаться» в наше время нарастающего потребительского экстремизма и расцвета сутяжничества — не проблема.

Законом установлено, что анонимные заявления и жалобы не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.  Однако данное обстоятельство не исключает возможности для проведения процессуальных мероприятий, указанных в КоАП РФ, поскольку основанием для возбуждения административного дела является непосредственное обнаружение должностным лицом данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения (ст. 28.1 КоАП РФ). На это указывают, в частности, Роспотребнадзор и Роструд в своих приказах, соответственно, от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ» и от 24.01.2011 № 14 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ…».

Подобными многочисленными исключениями из общего порядка и пестрит сфера применения этого закона, сводя практически на нет цель его принятия. Идем далее.

Проверки могут быть как документарные, так и выездные.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа документах;

2) оценить соответствие деятельности обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Стоит отметить, что выездная внеплановая проверка по заявлению (жалобе) о причинении вреда жизни, здоровью граждан… или угрозе такого причинения возможна только по согласованию с прокуратурой. Однако, если основанием проверки является причинение вреда, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

Общий срок проведения проверки составляет не более 20 рабочих дней, но может быть продлен еще на 20 рабочих дней (например, для проведения экспертизы). В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. При этом в срок засчитывается только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (Письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 № 01/549-10-32 «Об изменениях Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления им копии распоряжения или приказа руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение порядка предварительного уведомления является основанием для признания результатов проверки недействительными (Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2011 по делу № А47-7083/2010).

О проведении выездной внеплановой проверки, если причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения не требуется.

Следует помнить, что грубые нарушения, допущенные при проведении проверок, влекут признание по решению вышестоящего органа или суда результатов проверки недействительными. Такими нарушениями являются:

-отсутствие оснований проведения плановой проверки;

-нарушение срока уведомления о проведении проверки;

-привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;

-отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;

-отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;

-нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

-проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

-требование документов, не относящихся к предмету проверки;

-превышение установленных сроков проведения проверок;

-непредоставление акта проверки;

-проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

-проведение проверок с участием экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Но самая главная проблема действия этого закона заключается в том, что при обнаружении события административного правонарушения нормы рассматриваемого закона фактически «отключаются», и «включаются» нормы КоАП РФ. «Довод заявителя о том, что при проведении проверки нарушены требования п. 2 ст. 10, п. 3 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 г. No 294-ФЗ исследован и отклонен, поскольку порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ, нарушение Закона No 294-ФЗ не может быть истолковано как нарушение процедуры привлечения к административной ответственности». (Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2010 по делу № А50-15424/2010, Постановление ФАС Московского округа от 19.08.2010 № КА-А41/9003-10 по делу № А41-3401/10).

Учитывая огромнейшее количество составов административных правонарушений, большинство из которых сформулированы как «нарушение требований законодательства», шансов «отбиться» по материальным основаниям практически нет. Например, количество действующих санитарных норм и правил так велико, что соблюсти все требования практически невозможно. В такой ситуации оспорить законность привлечения к административной ответственности можно только при наличии процессуальных нарушений со стороны проверяющих. В качестве общих рекомендаций можем дать следующие:

Памятка проверяемому:

1. «Плановая» проверка, не включенная в сводный план, — незаконна  (Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2011 по делу № А60-17910/2010-С10).

2. Уведомление о проведении плановой проверки менее, чем за 3 дня — результаты проверки недействительны (Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2011 по делу № А47-7083/2010).

3. Нет распоряжения руководителя органа на проведение проверки — проверка незаконна
(Постановление ФАС Поволжского округа от 27.12.2010 по делу № А55-7154/2010).

4. Требование документов и иных сведений, не являющихся предметом проверки, — незаконно (Постановление ФАС Уральского округа от 27.10.2010 по делу № А50-5600/2010).

5. Не соблюдена периодичность проведения плановых проверок — результаты проверки недействительны (Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2010 по делу № А23-801/10А-11-32).

6. Акт проверки не вручен — привлечение к административной ответственности незаконно (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.06.2010 по делу № А15-2163/2009).

7. Если при привлечении к административной ответственности отсутствовали доказательства надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов административной проверки, а у Защитника была общая доверенность — привлечение к административной ответственности незаконно. ( «Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является». Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

8. Обращайте внимание на срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП) — по общему правилу, 2 месяца со дня совершения (3 месяца, если дело рассматривается судьей). В сфере защиты прав потребителей, корпоративных споров, валютных отношений и др. — 1 год.

9. При составлении протокола об административном правонарушении должны быть разъяснены права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

10. В Постановлении о привлечении к административной ответственности должно быть указано, в чем  конкретно выразилась вина правонарушителя.

И еще. По итогам проверки может быть выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Следует помнить, что за неисполнение этого предписания наступает административная ответственность в виде очень крупного штрафа, размер которого может превышать размер санкции за само нарушение. Например, за невыполнение предписания антимонопольного органа — до 500 тыс. руб., ФСФР — до 700 тыс. руб.; ГПН — до 100 тыс. руб.


Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
По всем вопросам мы рекомендуем записаться на прием к специалистам по телефонам:
+7 (985) 763 — 90 — 66
+7 (495) 763 — 90 — 66
Электронный адрес: [email protected]
Внимание! Консультация платная.
Задать свой вопрос юристу бесплатно можно в разделе «Вопрос Адвокату»


Приостановление производства по делу, Решение арбитражного суда, срок налоговой проверки, Признание права, Нарушение лицензионных требований, Таможенный контроль, Налоговый контроль, Банковский надзор, Срок давности, Доказательства, Прокурорский надзор, Административная ответственность, Оспорить решение суда, Бизнес

15.03.2012, 247 просмотров.

   
Система управления сайтом Host CMS