Оформление права аренды на земельный участок
13.12.2014620
ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495) 649-11-65; (985)
Вопрос: Организации на праве собственности принадлежит здание, расположенное на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, государственный кадастровый учет которого не осуществлен. Для оформления права аренды на земельный участок организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, соответствующая схема организацией не разрабатывалась.
Орган местного самоуправления сообщил организации, что, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по подготовке схемы, ее необходимо подготовить организации. Правомерна ли позиция органа местного самоуправления?
Ответ: Позиция органа местного самоуправления, утверждающего, что, поскольку у него отсутствует обязанность по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, ее необходимо подготовить заинтересованной в этом организации самостоятельно, неправомерна. В Письмах Минэкономразвития России и судебной практике разъяснено, что Земельным кодексом РФ не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление схем в отличие от выполнения кадастровых работ.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Аналогичный порядок утверждения схемы предусмотрен п. 4 ст. 34 ЗК РФ для предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ.
По рассматриваемому вопросу в Письмах Минэкономразвития России и судебной практике разъяснено, что ЗК РФ не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление схем, в отличие от выполнения кадастровых работ (Письма Минэкономразвития России от 14.06.2011 N Д23-2519, от 12.10.2010 N Д23-4113, от 05.10.2010 N Д23-4010, от 09.04.2009 N Д23-918, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 06.07.2012 N Ф03-2756/2012 по делу N А51-19754/2011, от 31.01.2012 N Ф03-6759/2011 по делу N А51-5888/2011, от 24.10.2011 N Ф03-4986/2011 по делу N А51-19467/2010).
В случае если органом местного самоуправления не разрешен вопрос о том, за чей счет разрабатываются схемы земельных участков, это не должно являться препятствием для получения заявителем утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в случае когда отсутствуют препятствия для предоставления земельного участка (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 N 17АП-9148/2009-ГК по делу N А50-14674/2009 оставлено в силе Постановлением ФАС Уральского округа от 23.12.2009 N Ф09-10390/09-С6).
Вместе с тем в отдельных Письмах Минэкономразвития России указано, что ст. 36 ЗК РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления или заинтересованных лиц осуществлять изготовление схем. Работу по разработке схемы вправе вести любое лицо, в том числе орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо (Письма Минэкономразвития России от 16.03.2011 N Д23-1073, от 04.02.2010 N Д23-349).
Н.Б.Тихонова
ООО «Эксперт-право»
По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:
(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.
Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе «Вопрос адвокату»
С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:
- Спор об обязании заключить договор купли-продажи земельных участков по цене, указанной в извещениях
- Признание незаконным решения регистрационного органа
- Признание права собственности на земельный участок
- Об обязании освободить земельный участок путем сноса расположенного на нем объекта
- Преимущественное право покупки земельного участка
- Выкуп земельного участка, находящегося под зданием
- Законность дачной застройки
- Приватизация земельного участка под гаражом
- Покупка земельного участка: ознакомление с документами
- Предварительный договор купли-продажи земельного участка
Публикации
Все статьиКакие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?
В статье проводится связь динамики коммерческих договоров с их специфическими особенностями. Рассматривается влияние субъектного состава коммерческих договоров, их синаллагматического и возмездного характера на последствия их изменения и расторжения.
В статье критически рассматривается порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Автор, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность через призму гражданского и исполнительного права, доказывает абсурдность предложенной правовой конструкции. При этом самим автором предлагается простой и эффективный порядок обращения взыскания на данный вид имущества.
Судебная практика
Все практикиПри действующей системе установления курса валют его изменение не может считаться существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ.
Удержание является одной из мер, которая применяется наиболее часто в ходе реализации договоров аренды, комиссии, хранения некоторых иных. В статье проведен анализ судебной практики и сделаны обобщающие выводы о допустимости и возможности применения удержания в конкретных ситуациях.
Беспроцентные займы между юридическими лицами — один из самых простых способов перераспределения денежных потоков внутри группы компаний. Однако, как показывает арбитражная практика, выдача беспроцентных займов чревата доначислением налога на прибыль (у организаций) и НДФЛ (у индивидуальных предпринимателей). Проанализируем, какие налоговые риски возникают при осуществлении подобных сделок.