Время работы: 900 - 2000 (пн-сб)

Метро: Лубянка

Споры в сфере энергоснабжения -Некоторые вопросы практики применения законодательства об энергоснабжении

03.12.2015298

Деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время довольно подробно регламентирована правовыми нормами. Пятилетний период применения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении), завершение процесса принятия основного комплекса нормативных правовых актов в развитие его положений, разработка в довершение ко всему разного рода типовых форм и документов (действуют свыше 40 нормативных правовых и иных актов), равно как и последовательное внедрение идей энергосбережения в другие законодательные акты (например, в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ „О теплоснабжении“ (далее — Закон о теплоснабжении), ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“ (далее — Закон о водоснабжении)) позволяют оценить эффективность ряда положений сформированного законодательства, подчеркнуть преимущества и выявить проблемы правового регулирования. Анализ обширной судебной практики применения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее — законодательство об энергосбережении) оказывается необходимым для решения поставленной задачи.

Судебные споры относительно применения тех или иных нововведений Закона об энергосбережении начались практически сразу после его вступления в силу. Например, запрет с 1 января 2011 г. оборота на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а также недопущение размещения заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, намеченное последовательное сокращение оборота электрических ламп, закрепленные в ч. 8 ст. 10 Закона об энергосбережении, были обжалованы в Конституционный Суд (КС) РФ . Впоследствии в Суде оспаривались требования названного Закона об обязательности проведения энергетического обследования для определенных организаций, о применении приборов учета энергетических ресурсов .

--------------------------------

См.: Определение КС РФ от 17.06.2010 N 881-О-О.

См.: Определения КС РФ от 16.07.2013 N 1232-О, от 22.01.2014 N 216-О, от 25.09.2014 N 2087-О.

Однако возможность успешного содержательного применения в судебных спорах положений законодательства об энергосбережении появилась все же относительно недавно: тогда, когда был, наконец, полностью сформирован комплекс необходимых подзаконных нормативных правовых актов. Согласно Плану мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Закона об энергосбережении (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р), такие акты разрабатывались до конца 2012 г. Фактически уже с дифференциацией энергетических ресурсов они продолжают приниматься в текущем режиме .

--------------------------------

О процессе формирования законодательства об энергосбережении см.: Игнатьева И. А. Проблемы правового обеспечения создания «зеленой» экономики в России // Вестник Московского университета. 2012. Сер. 11. Право. N 2. С. 36 — 41.

Надо отметить, что, как это ни странно звучит, апеллирование к Закону об энергосбережении в материалах сторон спора далеко не всегда носит содержательный характер.

Суды столкнулись с таким любопытным явлением, как ссылки сторон на Закон об энергосбережении для укрепления той или иной своей позиции без какой-либо связи с существом спора. Упоминание этого Закона среди доводов, особенно в период сразу после его принятия, образовало небольшую тенденцию в судебной практике к отклонению необоснованных аргументов, не связанных содержательно с предметом иска.

В таких случаях суды подчеркивают, что Закон об энергосбережении неприменим к рассматриваемым правоотношениям. Например, при рассмотрении апелляционной жалобы ОАО «Теплоэнерго» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2010 по делу N А27-12245/2009 в связи с рассмотрением иска к ООО „КИТАТ-РК“ о взыскании суммы долга по договору на отпуск и пользование тепловой энергии (спор о порядке подсчета тепловых ресурсов в условиях отсутствия прибора учета) Седьмой арбитражный апелляционный суд отклонил ссылку на то, что решение суда противоречит нормам Закона об энергосбережении, поскольку „указанный Закон неприменим к данным отношениям сторон“ .

--------------------------------

См.: Постановление Седьмого ААС от 21.04.2010 N 07АП-2851/10.

Используется ссылка на Закон об энергосбережении и в деле по иску ЗАО «Фирма „Агрокомплекс“» к ОАО „Кубанская энергосбытовая компания“ о взыскании суммы убытков, возникших в результате оплаты неправомерно доначисленной стоимости потерь электрической энергии. Как указал Высший Арбитражный Суд (ВАС) РФ, в рассматриваемом случае Закон „не освобождает компанию от бремени доказывания обстоятельств, на которые она ссылается в обоснование своих возражений“ .

--------------------------------

См.: Определение ВАС РФ от 25.02.2010 N ВАС-906/10 по делу N А32-684/2008-24/3-35/162-2009-16/12В.

Споры по установке и применению при расчетах приборов учета энергетических ресурсов образовали целый массив актов судебной практики. Само существование такого массива, кажется, свидетельствует о некоей болезненности, трудности восприятия в обществе требования об обязательном использовании приборов учета.

Первые конкретизированные по содержанию требования о применении приборов учета при осуществлении расчетов за используемые воду, природный газ, тепловую и электрическую энергию появились в ст. 13 Закона об энергосбережении; согласно ст. 11 этого Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов — один из возможных пунктов энергосервисного договора (контракта) по ст. 19 Закона об энергосбережении, хотя, как справедливо отмечается в специальной литературе, сами по себе приборы учета могут рассматриваться, скорее всего, лишь как основа для последующих энергосберегающих мероприятий .

--------------------------------

См., напр.: Матиящук С. В. Формирование условий и заключение энергосервисного договора с управляющими организациями // Жилищное право. 2010. N 8. С. 65 — 70.

Согласно ст. 19 Закона о теплоснабжении ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. В соответствии со ст. 20 Закона о водоснабжении подключение абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается; абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На уровне судебных споров по рассматриваемому вопросу вскрываются однотипные проблемы: по определению ответственных за установку приборов учета лиц, уточнению места установки прибора учета, принуждению к принятию установленных приборов учета снабжающими организациями и др. В этом аспекте характерным предстает дело по исковому заявлению ООО «Универстрой» к ОАО „Кызылская ТЭЦ“ об обязании названного ОАО подписать акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты дома, заключить договор теплоснабжения и о взыскании убытков. В ходе рассмотрения дела Арбитражным судом Республики Тыва (решение от 26.02.2010 по делу N А69-1828/2009) апелляционной жалобы Третьим арбитражным апелляционным судом (Постановление от 02.07.2010) был установлен факт неправомерного уклонения ответчика от заключения договора теплоснабжения и от допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию. Несмотря на то что прибор учета энергии был установлен на источнике теплоты построенного дома, в течение определенного времени он не применялся, поскольку ОАО не принимало его к эксплуатации и отказало в согласовании проекта учета тепловой энергии с названным ООО. Соответственно, оплата поставленной энергии не могла осуществляться по прибору учета теплоэнергии.

Но это спор, возникший в период, когда отсутствовала прямая норма закона об определении места установки прибора учета. Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении приборы учета устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Впоследствии подобное правило было закреплено в ч. 5 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении: приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами.

В аспекте анализа споров, подобных вышеприведенному, пробелом правового регулирования выступает отсутствие каких-либо практически значимых процедур и правил установки приборов учета в Законе об энергосбережении — акте, который обобщает правила сбережения при использовании всех энергетических ресурсов.

В другом споре энергоснабжающая организация никак не соглашалась допустить к эксплуатации уже установленный прибор учета, выдвигая ряд дополнительных технических условий для подключения данного прибора. Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) (решение от 28.06.2013 по делу N А58-1343/2013) и далее Четвертым арбитражным апелляционным судом (Постановление от 14.11.2013) было установлено, что истец — МУП «Хандыгский хлебозавод» — подготовил все документы для приемки узла учета тепловой энергии, осуществил работы по подготовке объекта к отопительному сезону и представил теплоснабжающей организации узел учета теплоэнергии для приемки. Однако ответчик — теплоснабжающая организация ООО „Теплосервис“ — его к эксплуатации не принял и впоследствии предъявлял стоимость поставленной тепловой энергии по нормативам потребления. К правоотношениям был применен п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936) с перечнем документов, необходимых для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию. В результате судом установлено, что требования с некими дополнительными техническими условиями для установки прибора учета тепловой энергии, выданные теплоснабжающей организацией МУП, не предусмотрены действующими нормативными актами, а отказ ответчика принять прибор учета истца в эксплуатацию при отсутствии нарушений как в работе прибора учета, так и при его установке оценен как неправомерный.

Подробное исследование судом материалов дела, а также конкретного места установки приборов учета в споре между ООО «СеверЭнергоПром» и ТСЖ „Весна“ — в судебном заседании, как помечено в Постановлении суда, даже объявлялся перерыв „для составления акта осмотра внутридомовых тепловых сетей для определения расстояния от внешней стены дома до приборов учета“ — позволило судебной инстанции установить: „Приборы учета на вторую очередь застройки установлены на расстоянии почти 80 метров от ввода в дом, на первую очередь — 23 метров“ . Вывод судебной коллегии — общедомовые приборы учета в многоквартирном доме в спорный период отсутствовали, и, как следствие, ТСЖ „Весна“ необходимо оплатить поставленные тепловые ресурсы по нормативу потребления, а не по показаниям приборов учета. Данный вывод подтвержден во всех вышестоящих судебных инстанциях. ВАС РФ, отказывая в передаче дела в Президиум, еще раз подчеркнул, что „имеющиеся приборы учета нельзя признать общедомовыми и, как следствие, достоверно определить по ним объем коммунальных ресурсов, поставленных ответчику“ .

--------------------------------

См.: Постановление Второго ААС от 26.06.2013 по делу N А29-9023/2012.

Определение ВАС РФ от 12.02.2014 N ВАС-401/14.

Целый ряд доводов, используемых для отказа в принятии приборов учета в эксплуатацию, приводится и оценивается как несостоятельный в Определении ВАС РФ от 26.06.2013 N ВАС-7706/13: это и ссылки на необходимость соблюдения неких требований о подаче заявки на ввод в эксплуатацию приборов учета, и предположения о возможных дополнительных (несанкционированных) подключениях к стоякам, проходящим через спорные помещения, и требование установить приборы учета одновременно на пожарных кранах, на источниках холодной и горячей воды. Даже отказ от вступления в ЖСК выдвигается как основание отказа от приема в эксплуатацию приборов учета. В деле N А74-3354/2012, рассмотренном 14 сентября 2012 г. Арбитражным судом Республики Хакасия, 21 ноября 2012 г. Третьим арбитражным апелляционным судом установлено, что ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг N 2» взимал плату с владельцев помещений в жилых многоквартирных домах за опломбирование места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (а вовсе не средств измерения, которые согласно ч. 5 ст. 20 Закона о водоснабжении опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение без взимания платы с абонента).

В указанном деле судом успешно применены требования антимонопольного законодательства. Судебной практикой выявляется, что энергоснабжающие организации, измышляя самые разнообразные дополнительные требования и условия к приему в эксплуатацию приборов учета, нередко еще и занимают доминирующее положение на соответствующем рынке .

--------------------------------

Такие проблемы были обозначены, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2012 по делу N А46-6750/2012; АС Уральского округа от 12.11.2014 N Ф09-7124/14 по делу N А50-24708/2013.

Следовательно, проблемы с внедрением приборов учета энергетических ресурсов, с одной стороны, могут быть связаны с нежеланием и незаинтересованностью снабжающих организаций в наличии и применении таковых, с другой — имеют вполне технический и индивидуальный характер.

И если эти последние факторы лишь выявляют широту и вариативность практических условий применения общих правил энергосбережения (действительно, в каждом конкретном случае эти условия требуют особого предметного исследования в суде), то первые, скорее всего, связаны с недостаточно продуманными механизмами реализации законодательства об энергосбережении.

По ряду вопросов, выявляемых судебными инстанциями, происходит определенный отклик на уровне нормотворчества, проявляющийся в принятии подзаконных нормативных правовых актов с нужными уточнениями и разъяснениями. В части правового обеспечения выполнения требований законодательства об оснащении энергопотребителей приборами учета развивается ведомственное нормотворчество. Так, Порядком, утвержденным Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, определяются особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электро-, тепло-, водо-, газоснабжения и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Кроме того, Минэнерго России утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (см. Приказ Минэнерго России от 16.04.2010 N 178).

В зависимости от вида поставляемых энергетических ресурсов большое значение имеет детализация вопроса в Постановлениях Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и от 06.05.2011 N 354 „О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов“. Множество условий и правил вплоть до технических деталей раскрывается в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936; Постановлении Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 „О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан“.

Для успешного и однозначного разрешения всех затруднительных для практики моментов энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо системное видение механизмов реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Важно оценить целесообразность наличия в Законе об энергосбережении фактически взаимоисключающих по направленности интереса организаций правил снабжения энергетическими ресурсами и введения в эксплуатацию приборов учета (если последнее не осуществляется исполнителем энергосервисного договора, который к тому же не совпадает в одном лице с энергоснабжающей организацией).

Большинство обозначенных проблем могут быть сняты при учете законодателем вопросов, поднимаемых в судебной практике. Один из вариантов такой работы связан с четким разграничением компетенции по энергоснабжению и по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов. Обозначенные проблемы требуют обоснованного решения в действующем законодательстве.

 Автор: И.А. Игнатьева

Источник: Консультат Плюс

References

 

Ignatyeva I. A. Problemy pravovogo obespecheniya sozdaniya «zelenoy» ekonomiki v Rossii [Problems of legal provision of creating „green“ economy in Russia] (in Russian) // Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin]. Series 11. Law. 2012. N 2. P. 26 — 41.

Matiyashchuk S. V. Formirovanie usloviy i zakliuchenie energoservisnogo dogovora s upravlyayushchimi organizatsiyami [Formation of conditions and conclusion of an energy service contract with managing organisations] (in Russian) // Zhilishchnoe pravo [Housing Law]. 2010. N 8. P. 65 — 70.

Публикации

Все статьи
Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Какие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?

Особенности изменения и расторжения коммерческих договоров

В статье проводится связь динамики коммерческих договоров с их специфическими особенностями. Рассматривается влияние субъектного состава коммерческих договоров, их синаллагматического и возмездного характера на последствия их изменения и расторжения.

 

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

В статье критически рассматривается порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Автор, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность через призму гражданского и исполнительного права, доказывает абсурдность предложенной правовой конструкции. При этом самим автором предлагается простой и эффективный порядок обращения взыскания на данный вид имущества.

Судебная практика

Все практики
Признается ли изменение курса валют существенным изменением обстоятельств?

При действующей системе установления курса валют его изменение не может считаться существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ.

Удержание как обеспечительная мера в предпринимательских договорах

Удержание является одной из мер, которая применяется наиболее часто в ходе реализации договоров аренды, комиссии, хранения некоторых иных. В статье проведен анализ судебной практики и сделаны обобщающие выводы о допустимости и возможности применения удержания в конкретных ситуациях.

 

Налоговые риски по договорам беспроцентных займов

Беспроцентные займы между юридическими лицами — один из самых простых способов перераспределения денежных потоков внутри группы компаний. Однако, как показывает арбитражная практика, выдача беспроцентных займов чревата доначислением налога на прибыль (у организаций) и НДФЛ (у индивидуальных предпринимателей). Проанализируем, какие налоговые риски возникают при осуществлении подобных сделок.

Видео

Все видео
  • В состав наследственного имущества входит доля ООО
  • Наследование и участие в ООО
  • Возмещение участнику ООО причиненных убытков
  • Корпоративные споры в отношении несовершеннолетних