Воплощение образов полюбившихся персонажей
13.11.2015290
Мультперсонажи получили постоянную прописку в российских судах. За первую неделю ноября только ООО «Маша и Медведь» в разных городах России инициировало 34 судебных дела.
Речь не идет о творческих спорах. Все крутится вокруг права воплощать образы полюбившихся персонажей в товары для детей и взрослых. Этот бизнес именуется американским термином «мерчандайзинг».
За пять лет авторские сборы РАО увеличились почти в два раза
Когда полнометражный мультфильм японского режиссера Макото Накамура «Чебурашка» вышел в российский прокат, у бизнеса возникла головоломка: раз персонаж — это часть фильма, то как быть, когда персонаж один, а фильмы разные? Не сменил ли Чебурашка гражданство, с российского на японское? И у кого теперь права на персонажи мультфильма и на мерчандайзинг?
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015-го, дается ключ к решению подобных проблем. Персонаж может стать объектом авторских прав. Но только когда выполнены два условия.
Персонаж — результат самостоятельного творческого труда автора, и такой результат можно использовать отдельно от произведения. Поэтому, чтобы не происходило присвоения чужого, нужно выяснить, о каком персонаже идет речь. У каждого персонажа своя объективная форма выражения. Лев в фильме «Необыкновенные приключения итальянцев в России», лев, в которого превращается герой мультфильма „Кот в сапогах“, лев в документальном фильме о животных и лев в книге „Волшебник Изумрудного города“ — это разные персонажи, хотя и называются одинаково. Поэтому закон предусматривает, что персонаж должен быть выражен в доступной восприятию объективной форме: в письменной или устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и т.д.
Голос и интонации коту Матроскину подарил Олег Табаков. Речевые особенности тигра Шерхана из мультфильма «Маугли» придумал Анатолий Папанов. Как выглядят, двигаются и действуют Волк и Заяц из мультсериала „Ну, погоди!“, придумали художник-постановщик Светозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Персонаж мультфильма является частью этого фильма. Следовательно, персонаж мультфильма сохраняет свойства фильма. О персонаже аудиовизуального произведения (фильма) можно говорить тогда, когда мы его видим на экране в движении, с мимикой, голосом и т.д. А для этого необходимо техническое устройство (телевизор, компьютер и прочее). Однако при мерчандайзинге персонажей используется, как правило, не мультипликационный персонаж как часть фильма, а изобразительный, т.е. эскизы художника-постановщика, вошедшие составной частью в мультфильм.
В отношении персонажей советских мультипликационных фильмов применяется законодательство, действовавшее на момент создания фильмов.
На территории России действовал Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Согласно ГК РСФСР, авторское право на фильм в целом отдавалось «предприятию, осуществившему его съемку».
Авторское право на сценарий, музыку, режиссуру, рисунки и другие произведения, вошедшие в фильм, предоставлялись их авторам — сценаристу, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику.
В «Обзоре Верховного суда» приводится решение Басманного районного суда столицы, которым автору сценария отказали в иске на том основании, что его права ограничиваются литературными произведениями и их персонажами, т.е. литературным описанием этих персонажей. При этом суд подчеркнул, что „автор не лишен права на использование созданного его творческим трудом сценарного произведения, включая и его персонажи, по своему усмотрению“.
У авторов изобразительных персонажей мультфильмов есть самостоятельные права на созданные ими изображения.
Так в Определении Московского городского суда от 22 октября 2010 года, которым завершился спор о принадлежности изобразительных персонажей мультсериала «Неуловимый Фунтик», говорится, что „субъектом авторского права на образы художественных героев, использованных в мультфильме“, является художник-постановщик И. Пшеничная.
Использование изображений персонажей мультфильмов без согласия автора является нарушением авторских прав, что влечет возмещение убытков.
Хочу напомнить, что на встрече с мультипликаторами 28 июня 2011 года Владимир Путин в ответ на жалобы мультипликаторов в отношении действий руководства ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК), присваивавшей права авторов мультфильмов, произнес: „Вас грабят, а вы молчите!“ После чего последовало поручение от 6 июля 2011 года о ликвидации ОГК, что и было сделано.
Так что сегодня имущественные права авторов мультфильмов никто не отменял, и для любителей мультиков подтверждаю — право на изображение Чебурашки остается в России.
Источник: рубрика Российской Газеты «Кинократия»
Публикации
Все статьиУскоренная регистрация при оформлении сделки возможна, но помнить нужно о том, что не всегда данной привилегией пользуются добросовестно. Подробнее о том, что включает сопровождение ускоренного оформления сделок с недвижимостью, расскажет адвокат Олег Сухов ( «Юридический центр адвоката Олега Сухова»), президент Гильдии юристов рынка недвижимости.
Вопрос о возможности взыскания морального вреда юридическим лицом всегда был предметом дискуссий и споров среди юристов. Еще более осложнила жизнь ученым и правоприменителям новая редакция ст. 152 ГК РФ, которая действует с 2013 года и исключает возможность взыскания в пользу организации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих деловую репутацию. В августе 2015 года ВС РФ в решении по делу N 309-ЭС15-8331 высказал свою позицию по данному вопросу. Поставлена ли точка в дискуссии?
Судебное доказывание — это процессуальная деятельность суда и сторон по установлению фактических обстоятельств дела.
Судебная практика
Все практикиВ данной теме об оспаривании решений регистрирующего органа предлагаем рассмотреть решения, принятые судами, в которых признан незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации.
Обращения в суд с заявлением о признании писем и иных актов разъяснительного характера министерств и ведомств (письма Минфина, Минтранса, ФНС, ФАС, ФТС России и др.) недействующими – нередкое явление в российской судебной практике. Несмотря на то что такие акты не являются нормативно-правовыми и в связи с этим не подлежат обязательному применению, из самого их текста нередко следует, что утверждены они именно для использования, в частности, территориальными подразделениями соответствующего органа. Таким образом, эти акты опосредованно – через деятельность должностных лиц указанных органов – становятся обязательными для граждан или юридических лиц.
Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ по делу от 23.07.2015 N 310-ЭС15-2555.