Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля
28.11.200812374
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
И МЕСТО БАНКА РОССИИ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
М.С. НЕРЕТИН
Неретин Максим Сергеевич, соискатель Московского гуманитарного университета, аналитик нефтяной компании «Татнефть».
Понятие валюты. Стабильное функционирование международных финансовых отношений возможно при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран.
Валюта (итал. Valuta — буквально цена, стоимость) — денежная единица страны, участвующей в международном экономическом обмене, международных отношениях, связанных с денежными расчетами. В качестве валюты национальная денежная единица получает международную цену, выражающуюся в ее валютном курсе.
В научной литературе с точки зрения режима обращаемости различают свободно конвертируемую валюту, частично конвертируемую и неконвертируемую валюту. Российский рубль относится к числу частично конвертируемых валют. В зависимости от степени конвертируемости национальной валюты в государстве могут устанавливаться различные валютные режимы: валютная монополия, могут существовать валютные ограничения, могут отсутствовать всякого рода валютные ограничения. Обязательство продавать часть экспортной валютной выручки в строго оговоренные сроки действуют в Италии, Нидерландах, Швейцарии, Франции.
Следует сказать, что валютные ограничения (запреты) являются составной частью административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с оборотом иностранной валюты.
Как отмечается в экономической литературе, свободно конвертируемая валюта — это валюта, которая используется в международных расчетах. Свободно конвертируемая валюта может использоваться без ограничений, может свободно обмениваться на любую другую валюту. В настоящее время к свободно конвертируемой валюте относятся: доллары США, Канады, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена. Большинство государств имеет частично конвертируемую валюту. Роль основной валюты в мировой торговле и международных инвестициях играет доллар США. Доллар США занимает существенное место в международных расчетах и валютных резервах многих государств. В настоящее время в долларах США фиксируются мировые цены на углеводороды, энергоносители, металл, а также на ряд уже готовых товаров (бензин, оружие, автотранспорт и т.п.).
Государства, в которых введен жесткий правовой режим оборота иностранной валюты, как правило, имеют неконвертируемую валюту. Вне зависимости от конвертируемости национальной валюты каждое государство имеет свою валютную систему, которая сформировалась исторически. Режим национальной валютной системы функционирует на основе национального законодательства, а также норм международного права, предметом которых являются международные валютные отношения.
Согласно валютному законодательству РФ валютой РФ являются: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта — это:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что под валютой в широком смысле понимаются: национальные денежные знаки и кредитные документы, а также денежные знаки и кредитные документы иностранных государств.
Существование национальной валюты и валюты зарубежных государств обусловливает существование валютных систем.
К настоящему времени сформировалось три валютных системы: национальная валютная система, мировая валютная система; региональная валютная система.
Национальная валютная система. Национальная валютная система представляет собой совокупность общественных отношений, которые связаны с организацией денежного обращения, которое опосредует оборот платежных средств между государствами, посредством этого формируются и используются валютные ресурсы страны.
Национальная валютная система базируется на национальной денежной единице (национальной валюте). Согласно Закону «О Центральном банке РФ (Банке России)», национальной валютой является рубль (ст. 27). Как отмечается в экономической и юридической литературе, изначально появилась именно национальная валютная система.
Национальную валютную систему составляют: национальная валюта; национальное регулирование международной валютной ликвидности; режим курса национальной валюты; национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты; режим национальных рынков валюты и золота; национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Национальная валютная система — в широком смысле слова это денежная система соответствующего государства. Кроме того, национальная валютная система является составным элементом региональной или мировой денежной (валютной) системы. Международная денежная система регламентируется нормами международного финансового права. Международные валютно-финансовые отношения регулируются нормами международного финансового права, которые в своей совокупности образуют «международное валютное право».
Мировая валютная система. Мировая валютная система прошла в своем развитии достаточно длительный путь. С XIX в. до начала Второй мировой войны. С конца 30-х годов до 70-х годов (Бреттон-Вудская конференция 1944 г.). 70-е годы XX в. явились ключевыми в становлении мировой валютной системы (Ямайское валютное соглашение 1976 г.).
Функционирование международной валютной системы поддерживается работой международных финансовых институтов, к числу которых относятся: Международный валютный фонд, Международный Банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др. Международная валютная система базируется на основе норм международного права международными организациями. Цель международной валютной системы — предупреждение валютных кризисов и оказание помощи в случае их наступления.
Региональная валютная система. Региональная валютная система существует на территории определенного региона. В декабре 1978 г. была образована Европейская валютная система, включавшая десять государств — членов ЕЭС и базировавшаяся на условно-расчетной валютной единице — ЭКЮ. Закономерным развитием европейской валютной системы стало введение с 1 января 1999 г. единой европейской валюты — EURO. Евро заменило в некоторых государствах Европейского союза национальные валюты и является законным платежным средством. Евро обеспечило формирование единого европейского финансового рынка, а также в определенной степени обеспечило валютную стабильность в государствах Европейского союза.
Составными элементами международной и региональной валютной системы являются: основные международные и региональные платежные средства; механизм установления и поддержания валютных курсов; условия конвертируемости валют; порядок работы международных и региональных валютных рынков; определение правового положения межгосударственных финансовых учреждений, которые регламентируют отношения, связанные с оборотом валюты.
Правовое регулирование обращения иностранной валюты. В нашей стране на протяжении практически всей ее истории осуществлялись денежные реформы, вводился и отменялся золотовалютный стандарт, неоднократно менялся правовой режим обращения иностранной валюты. Только в XX столетии начиная с 20-х годов можно выделить ряд этапов развития нормативной правовой базы, регламентирующей порядок обращения иностранной валюты.
Первый этап характеризуется достаточно либеральными нормами, регламентирующими общественные отношения в рассматриваемой сфере. К числу таких актов можно отнести: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1923 г. «О валютных операциях», Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 апреля 1923 г. «О порядке вывоза и перевода за границу валютных ценностей», Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 17 июля 1925 г. «О торговле фондовыми и валютными ценностями» и др. В 20-х годах советское государство активно использовало валютные интервенции для поддержания курса червонца и стабилизации валютного рынка.
Второй этап развития нормативной правовой основы валютного регулирования характеризуется формированием и становлением монополии государства на валютные операции. В частности, сделки с валютными ценностями между гражданами, находящимися на территории СССР, не допускались, за исключением ряда случаев (дарения валютных ценностей супругу, детям, родителям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам). Дарение таких ценностей в иных случаях допускалось только с разрешения Министерства финансов, дарение валютных ценностей на сумму свыше 50 руб. подлежало обязательному нотариальному удостоверению. Данные предписания содержались в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР».
Кроме этого, данный этап характеризуется установлением серьезных мер юридической ответственности за незаконное осуществление валютных операций. Такая ответственность устанавливалась: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1971 г. «Об усилении административной ответственности за контрабанду валюты или валютных ценностей, совершенную пассажирами, следующими через Государственную границу СССР», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «Об ответственности за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами», УК РСФСР.
Третий этап развития валютного регулирования характеризуется отказом государства от монополии на осуществление валютных операций, а также смягчением административно-правового регулирования валютных отношений. Данный этап ознаменован принятием Закона СССР от 1 марта 1991 г. «О валютном регулировании». В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. в нашей стране начинает работать валютная биржа. На основании Указа Президента РФ от 27 октября 1992 г. «О реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» открываются магазины, торгующие товарами за наличную иностранную валюту. В 1992 г. РФ вступает в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также Международную ассоциацию развития. Вступление РФ в МВФ вызвало необходимость приведения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в соответствие с международно-правовыми стандартами. Для создания правового механизма, соответствующего требованиям МВФ, принимается Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Как отмечается в научной литературе, валютное законодательство ориентировалось на Международный валютный фонд >.
Валютное регулирование в современный период. Валютное регулирование — это одна из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, которое обеспечивается валютным законодательством, регламентирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например предусматривающим механизм контроля за валютными операциями. Развитие законодательства о валютном регулировании обусловлено тем, что в современной экономике вопросы правового регулирования обращения иностранной валюты занимают одно из центральных мест. В этой связи неслучайно отнесение Конституцией к исключительному ведению РФ правовых основ валютного регулирования (ст. 71, п. «ж»). Кроме того, Конституция содержит предписание об обязательном рассмотрении в Совете Федерации принятых ГД федеральных законов по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, а также денежной эмиссии (ст. 106, п. «в»).
В развитие конституционных основ валютного регулирования принят ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный законодательный акт является одним из основных нормативных правовых актов, определяющих режим осуществления валютных операций и валютного контроля в РФ. На основании данного Закона принимаются федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты. Для формирования механизма правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением валютных операций, любому государству необходимо соответствующее законодательство (валютное законодательство), включающее в себя совокупность регулятивных и охранительных норм.
Валютное регулирование носит публично-правовой характер, поскольку эта деятельность направлена на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями, с помощью которого государство ставит под свой контроль валютные операции, а также предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты. Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. К валютным ограничениям относятся: обязательная продажа государству части валютной выручки (в обмен на национальную валюту по официальному курсу), регулирование перевода и платежей за границу, репатриация прибыли, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой.
Так, Закон о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Закон определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле определяет участников валютных отношений, отличающихся друг от друга содержанием своих прав и обязанностей. Так, участниками валютных отношений являются резиденты и нерезиденты, статус данных участников валютных отношений различается.
Резидентами являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения.
Нерезидентами являются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Закон определяет виды валютных операций, которые осуществляются между резидентами, а также резидентами и нерезидентами. Валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частноправовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей.
Под валютными операциями понимается:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
Органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Банк России в настоящее время принял целый комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения, связанные с осуществлением валютных операций. К числу таких актов относятся: Инструкция Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ» и др.
Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. Службе внешней разведки предоставлены полномочия по осуществлению всех видов валютных операций без ограничений. Банк России является основным субъектом, осуществляющим валютное регулирование. В частности, Банк России осуществляет валютные интервенции, устанавливает официальный валютный курс.
Валютная интервенция — это способ воздействия Центрального банка РФ на процессы формирования курса своей валюты на внутригосударственном и международном валютном рынке. Валютные интервенции осуществляются путем купли или продажи своей валюты с целью повышения или понижения ее курса. Банк России покупает иностранную валюту и тем самым увеличивает государственные резервы иностранной валюты. Цель валютных интервенций — это оптимизация курса национальной валюты.
Валютный курс — это соотношение двух валют при их обмене. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс может быть официальным и рыночным. Официальный валютный курс устанавливается Центральным банком РФ. В советское время существовал лишь один официальный курс рубля, который устанавливался Госбанком СССР. Официальный курс используется главным образом в тех странах, валюта которых неконвертируема или частично конвертируема. В государствах, валюта которых является конвертируемой, официальный курс имеет справочное значение. В этих государствах официальный курс используется для финансово-экономических прогнозов.
Кроме вышеназванных, Центральный банк РФ использует и иные методы валютного регулирования. В частности, осуществляет поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам; определяет порядок движения капитала; определяет порядок совершения валютных операций между резидентами и нерезидентами; устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, выдает лицензии на осуществление валютных операций. Кроме этого, Банк России организует денежное обращение. В целях учета и отчетности по валютным операциям Банк России может устанавливать правила сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и др.
Правовое регулирование валютного контроля. Валютный контроль является одним из видов государственного контроля, осуществляемого в финансово-правовой сфере. Без данного контроля невозможно представить себе стабильное функционирование финансовой системы, а также обеспечить экономическую безопасность государства. На данное обстоятельство обращалось внимание практически на всех этапах становления и развития валютной системы РФ. Вопросы валютного контроля стали особенно актуальны в 90-х годах. Утечка капитала за рубеж, финансирование терроризма, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, вызвали появление: Инструкции Банка России и ГТК России от 12 октября 1993 г. N 19/01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров», Постановления Правительства РФ от 6 марта 1993 г. «Об усилении валютного и экспортного контроля», Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» и др. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. было утверждено Положение о Федеральной службе РФ по валютному и экспортному контролю, которая просуществовала до 2000 г. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. функции данной Службы были переданы Министерству экономического развития и торговли.
Принятие вышеназванных актов, а также формирование соответствующих органов исполнительной власти не помогли созданию эффективного механизма валютного контроля в 90-х годах. В целях его совершенствования принимается ряд Федеральных законов: «Об экспортном контроле», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», новые редакции Федеральных законов: о Центральном банке РФ, валютном регулировании и валютном контроле, о внешнеторговой деятельности, ТК РФ и др. Предписания вышеназванных актов призваны усилить механизм валютного контроля, создать препятствия на пути утечки капитала за рубеж, пресечь каналы финансирования терроризма, а также легализацию доходов, полученных незаконным путем.
Валютный контроль является составной частью механизма регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением валютных операций. В этой связи под ним понимается комплекс административных и организационных мер, осуществляемых уполномоченными на основании закона государственными органами или иными специальными организациями (агентами валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления валютного контроля, регламентируются Федеральными законами: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке РФ (Банке России)», Таможенным кодексом РФ и др. Закон о валютном регулировании определяет механизм осуществления валютного контроля. В настоящее время нет одного органа, который бы осуществлял валютный контроль. Валютный контроль осуществляется целым рядом органов.
Валютный контроль осуществляется: Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются: Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством.
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности и др.
Территориальные органы валютного контроля Минфина России в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением валютного законодательства, участвуют в ведении единой информационной системы валютного контроля; координируют деятельность территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и проведения валютного контроля на закрепленной за ним территории и др.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений и др.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции контроль за соблюдением валютного законодательства. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, и др.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба в пределах своей компетенции осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Агентами валютного контроля являются: уполномоченные банки, подотчетные Банку России; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам), а также таможенные органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России. Агенты валютного контроля, а также федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами, осуществляют контроль за проводимыми валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, определяют форму и порядок отчетности по проводимым валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также осуществляют иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле определяет формы и методы осуществления валютного контроля.
Формы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и иную информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Методы валютного контроля. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).
Одним из основных методов валютного контроля являются валютные ограничения. Валютные ограничения — это совокупность нормативно определенных правил, которые регулируют порядок совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. Валютные ограничения могут состоять в запрещении совершения соответствующих валютных операций. Валютные ограничения призваны препятствовать утечке капитала за рубеж. Так, в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается. Валютные ограничения позволяют концентрировать валютные ресурсы в руках государства, осуществлять валютный контроль, поддерживать валютный курс и т.п. Экономисты отмечают такую закономерность, что чем меньше степень конвертируемости национальной валюты, тем шире спектр валютных ограничений, и наоборот.
Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением валютных операций. Лицензирование данной деятельности является методом валютного регулирования и валютного контроля. Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеют право осуществлять валютные операции только на основании лицензий Банка России.
В ходе осуществления валютного контроля возникают соответствующие правоотношения, каждая из сторон имеет соответствующие права и обязанности. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. В процессе осуществления соответствующих мероприятий агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы документов, касающихся валютных операций, и др.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию о совершаемых валютных операциях; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием. Осуществляя свои полномочия, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
По окончании проверок резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, имеют право: знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. В случае если резиденту или нерезиденту причинен в процессе осуществления валютного контроля вред, он имеет право на возмещение ущерба, который ему причинен.
Валютное право. Система финансового права включает в себя отдельные относительно самостоятельные институты, которые в своем взаимодействии образуют сложный комплексный феномен — финансовое право. Институты финансового права составляют его систему. В свою очередь, каждый институт также имеет свою структуру. Одним из институтов финансового права является валютное право. В настоящее время нельзя представить современную экономику без норм валютного права. Экономико-финансовые связи между различными государствами, глобализация экономики вызвали появление международных финансовых институтов. Для регламентирования общественных отношений, носящих финансово-правовой характер, складывающихся между государствами и международными финансовыми институтами, появляется международное валютное право, а также национальное валютное право.
Источники валютного права. Источники валютного права — это конкретные формы его выражения. Нормы валютного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Согласно Конституции России валютное регулирование относится к исключительному ведению РФ. Кроме Конституции, к источникам валютного права относятся: международные договоры по вопросам валютного регулирования, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Вышеназванные, а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок совершения валютных операций с валютными ценностями между резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, а также предусматривающие ответственность за нарушения порядка совершения валютных операций, позволяют ставить вопрос о формировании такого феномена, как валютное право. О необходимости выделения института валютного права в системе финансового права впервые было обосновано в 70-х годах В.И. Лисовским. Под валютным правом того или иного государства, — писал В.И. Лисовский, — понимается совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений в области всех (или некоторых) видов валютных расчетов данной страны с иностранными государствами. В силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного порядка идеи Лисовского не получили поддержки. Развитие международных экономических связей, разрушение валютной монополии вызвали объективную необходимость разработки проблем валютного права, а также международного валютного права. Международное валютное право определяется как совокупность юридических норм (международных и национальных), регламентирующих специфический комплекс возникающих в международной жизни отношений различных по своей природе субъектов (государств, кредитных международных организаций, банков иных юридических лиц), предметом которых являются валюта и иные валютные ценности.
Г.А. Тосунян, А.В. Емелин говорят о том, что: валютное право — это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, возникающие по поводу валютных ценностей. Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.А. Пушин определяют валютное право как систему норм, регламентирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного регулирования, валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения. Д.В. Винницкий говорит о необоснованности включения валютного права в систему финансового права в качестве самостоятельного института (подотрасли, раздела и т.п.). Валютные отношения в своей основной массе не отвечают важному признаку отношений, включаемых в предмет финансового права: они не направлены на формирование, распределение и использование публичных фондов денежных средств. С данным выводом согласиться нельзя. Значительная часть общественных отношений связана с осуществлением валютных операций, регулируется посредством административно-правовых методов. Данное регулирование направлено на формирование валютных фондов государства, повышение устойчивости национальной валюты, организацию денежного обращения, а также обеспечение экономической безопасности.
В этой связи в настоящее время вполне обоснованна постановка вопроса о валютном праве как подотрасли, или институте, финансового права.
Валютное регулирование осуществляется посредством правовых норм различной отраслевой принадлежности. В процессе валютного регулирования возникают различные правоотношения: международно-правовые, административно-правовые, финансово-правовые, гражданско-правовые и др. Главное в осуществлении валютного регулирования — это обеспечение денежного обращения как внутри страны, так и между государствами, а также государствами и международными финансовыми организациями. В процессе организации денежного (валютного) обращения, формирования валютных ресурсов (фондов) государства возникают финансовые правоотношения.
Субъекты валютного права. Субъектами валютного права являются резиденты, нерезиденты, органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Каждый из субъектов наделен своими правами и обязанностями, которые соответствуют его месту в механизме валютного регулирования. Объекты валютного права. Объектами валютного права являются общественные отношения, на которые направлен механизм валютного регулирования. К объектам валютного регулирования относятся валютные ценности и валютные операции. Методы валютного регулирования. Методы валютного регулирования — это способы воздействия на участников валютных отношений в целях обеспечения правопорядка в соответствующей сфере. К методам валютного регулирования относятся: валютные ограничения, обязательная продажа валютной выручки, валютные интервенции, лицензирование деятельности кредитных организаций, осуществляющих валютные операции, валютный контроль, установление официального валютного курса, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой и др.
Принципы валютного права. Принципы валютного права объективно выражают сущность валютного регулирования, а также его характерные черты. Принципы образуют основу валютного регулирования. В механизме валютного регулирования находятся следующие принципы: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В этой связи можно сказать, что валютное право — это комплексный правовой институт, включающий в себя правовые нормы, регламентирующие общественные отношения, связанные с осуществлением валютных операций (сделок) между субъектами валютных отношений (резидентами и нерезидентами), организацию денежного обращения, а также общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютного контроля.
Валютное регулирование и валютный контроль направлены на формирование фондов денежных средств (валютных средств) государства, соблюдение валютного законодательства, а также обеспечение денежного обращения.
С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме БАНКОВСКИЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:
- О проблемах уголовной ответственности за преступления с использованием банковских карт
- Новый Федеральный закон «О банке развития»
- Фейс-контроль для клиента
- Конституционно-правовой статус банковской системы Российской Федерации
- Кассовые операции в казино
- Разграничение банковских счетов со смежными понятиями
- Проблемы устойчивости банковского сектора в РФ
- Онищенко добрался до банков
- «Отмывание» под контролем
- О некоторых вопросах истребования налоговыми органами документов и информации у банков при осуществлении налогового контроля
Публикации
Все статьиКакие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?
В статье проводится связь динамики коммерческих договоров с их специфическими особенностями. Рассматривается влияние субъектного состава коммерческих договоров, их синаллагматического и возмездного характера на последствия их изменения и расторжения.
В статье критически рассматривается порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Автор, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность через призму гражданского и исполнительного права, доказывает абсурдность предложенной правовой конструкции. При этом самим автором предлагается простой и эффективный порядок обращения взыскания на данный вид имущества.
Судебная практика
Все практикиПри действующей системе установления курса валют его изменение не может считаться существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ.
Удержание является одной из мер, которая применяется наиболее часто в ходе реализации договоров аренды, комиссии, хранения некоторых иных. В статье проведен анализ судебной практики и сделаны обобщающие выводы о допустимости и возможности применения удержания в конкретных ситуациях.
Беспроцентные займы между юридическими лицами — один из самых простых способов перераспределения денежных потоков внутри группы компаний. Однако, как показывает арбитражная практика, выдача беспроцентных займов чревата доначислением налога на прибыль (у организаций) и НДФЛ (у индивидуальных предпринимателей). Проанализируем, какие налоговые риски возникают при осуществлении подобных сделок.