Новый Федеральный закон "О банке развития"
28.11.20084429
НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БАНКЕ РАЗВИТИЯ»
В.И. СОЛДАТОВА
Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» (далее — Закон о банке развития) устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, а также порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Основной целью Закона о банке развития является создание в соответствии с международной практикой государственного финансового института развития в организационно-правовой форме государственной корпорации, которая будет способствовать развитию экономики, в том числе внешнеэкономической деятельности.
Особенностью Закона о банке развития является то обстоятельство, что наряду с нормативным регулированием создания и деятельности Банка развития указанный Закон является учредительным документом созданного Банка развития (далее — Внешэкономбанк). С учетом этого обстоятельства Закон о банке развития детально регламентирует правовой статус Внешэкономбанка, порядок и сферы его деятельности, а также органов управления банка.
Согласно ст. 2 Закона о банке развития, определяющей правовое положение Внешэкономбанка, он является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, функции и полномочия которой определяются Законом о банке развития, иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ранее уже использовалась форма государственной корпорации при создании организаций. Так, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» было создано Агентство по страхованию вкладов. Этот же Закон установил компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства, а также отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Функции Агентства, статус, цель деятельности и полномочия определяются Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Сфера деятельности Внешэкономбанка, определяемая целями его деятельности, довольно широкая: повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
При этом Внешэкономбанк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных Законом о банке развития. Данное положение Закона обусловлено тем, что государственная корпорация является некоммерческой организацией.
Вместе с тем Внешэкономбанк наделен функциями коммерческих организаций, в том числе финансовых, кредитных, страховых, лизинговых организаций. В этом состоит основная особенность его правового статуса.
Статья 3 Закона о банке развития закрепляет перечень функций Внешэкономбанка (22 функции), среди которых следующие:
финансирование инвестиционных проектов;
выпуск облигаций и иных ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлечение займов и кредитов;
осуществление функций агента валютного контроля, установленных для уполномоченных банков;
осуществление страхования экспортных кредитов от коммерческих рисков;
осуществление банковского обслуживания бюджетных кредитов;
участие в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций и другие.
Среди функций Внешэкономбанка следует выделить проведение им следующих банковских операций:
привлечение во вклады денежных средств юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;
открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, корреспондентских счетов в Центральном банке Российской Федерации, в российских кредитных организациях и иностранных банках;
осуществление купли-продажи иностранной валюты.
Таким образом, Внешэкономбанк — по сути, некоммерческая организация (согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация является одной из форм некоммерческих организаций) — будет выполнять ряд функций, не свойственных этим организациям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» все банковские операции осуществляются при наличии соответствующей лицензии Банка России.
Однако Закон о банке развития не предусматривает получение Внешэкономбанком соответствующей лицензии на банковские операции. В целях устранения данной коллизии ч. 2 ст. 4 Закона о банке развития устанавливает, что законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на Внешэкономбанк в части, не противоречащей настоящему Закону.
Часть 3 ст. 4 определяет конкретные положения законодательства о банках и банковской деятельности, которые не распространяются на Внешэкономбанк. В их числе положения, регулирующие ликвидацию или реорганизацию кредитных организаций, выдачу лицензий на осуществление банковских операций, на осуществление отдельных видов банковских операций и сделок.
Представляет интерес положение Закона о банке развития, согласно которому на Внешэкономбанк не распространяются также некоторые положения ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся осуществления контроля над деятельностью некоммерческих организаций.
Одновременно с принятием Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» был принят Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О банке развития“. В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ были внесены соответствующие изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях корректировки некоторых положений Закона о банке развития с нормами других законов. Так, новая редакция части четвертой ст. 7 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) предусматривает, что ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, и государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“, не может использовать в своем наименовании слова „банк“, „кредитная организация“ или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
Статья 13 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ была дополнена частью девятой, определяющей, что государственная корпорация „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“ вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Закона о банке развития.
Действие Закона РФ „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ не будет распространяться на отношения по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, осуществляемому государственной корпорацией. Таким образом, Банк развития вправе осуществлять страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков без лицензии.
Федеральный закон „О некоммерческих организациях“ дополнен нормой, устанавливающей, что уставный капитал государственной корпорации может быть сформирован за счет части ее имущества в случаях и порядке, которые закреплены федеральным законом, предусматривающим создание такой государственной корпорации. При этом уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Данное положение обусловлено необходимостью устранения коллизии между нормами ч. 2 ст. 17 и 18 Закона о банке развития, предусматривающими формирование уставного капитала Банка развития, и нормой ст. 7.1 Федерального закона „О некоммерческих организациях“, согласно которой государственная корпорация обладает имуществом и не имеет уставного капитала.
Дополнение Федерального закона «О некоммерческих организациях» нормой, предусматривающей формирование уставного капитала государственной корпорации, представляется неудачным, поскольку, согласно действующему законодательству, уставный капитал формируется у хозяйственных обществ, а не у коммерческих организаций.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» дополнен нормой, предоставляющей право государственной корпорации на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такие виды могут быть закреплены в федеральном законе, на основании которого она создана, соответственно, лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, на их осуществление не требуется.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Внешэкономбанк является агентом валютного контроля.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, правила, предусмотренные частью первой Налогового кодекса РФ в отношении банков, будут распространяться также на государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Кроме того, при определении налоговой базы не будут учитываться доходы и расходы Банка развития — государственной корпорации.
Закон о банке развития вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Исключение составляют его положения, касающиеся внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. Так, нормы части первой Налогового кодекса РФ начнут распространяться на Банк развития по истечении одного месяца со дня официального опубликования, а правила определения налоговой базы — по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Несмотря на принятие Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О банке развития“, Закон о банке развития содержит некоторые положения, не согласующиеся с действующим законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о банке развития в качестве имущественного взноса Российской Федерации предусматривается имущество федеральных государственных учреждений. Это положение не согласуется с нормами ст. 9, 13 и 48 ГК РФ, согласно которым юридические лица являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и вмешательство в их хозяйственную деятельность не допускается. Кроме того, согласно ст. 296 ГК РФ учреждения владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Лишь таким имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Вместе с тем форма государственной корпорации представляется наиболее предпочтительной для выполнения функций в интересах государства с использованием государственного имущества и финансов.
Применение Закона о банке развития при осуществлении деятельности Банка развития позволит выявить пробелы и коллизии в правовом регулировании, которые в дальнейшем могут быть устранены путем внесения изменений в данный Закон.
С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме БАНКОВСКИЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:
- Фейс-контроль для клиента
- Конституционно-правовой статус банковской системы Российской Федерации
- Кассовые операции в казино
- Разграничение банковских счетов со смежными понятиями
- Проблемы устойчивости банковского сектора в РФ
- Онищенко добрался до банков
- „Отмывание“ под контролем
- О некоторых вопросах истребования налоговыми органами документов и информации у банков при осуществлении налогового контроля
- Порядок регистрации и работы с контрольно-кассовой техникой
- К вопросу о правовом положении заемщика при ипотечном кредитовании на приобретение жилья
Публикации
Все статьиКакие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?
В статье проводится связь динамики коммерческих договоров с их специфическими особенностями. Рассматривается влияние субъектного состава коммерческих договоров, их синаллагматического и возмездного характера на последствия их изменения и расторжения.
В статье критически рассматривается порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Автор, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность через призму гражданского и исполнительного права, доказывает абсурдность предложенной правовой конструкции. При этом самим автором предлагается простой и эффективный порядок обращения взыскания на данный вид имущества.
Судебная практика
Все практикиПри действующей системе установления курса валют его изменение не может считаться существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ.
Удержание является одной из мер, которая применяется наиболее часто в ходе реализации договоров аренды, комиссии, хранения некоторых иных. В статье проведен анализ судебной практики и сделаны обобщающие выводы о допустимости и возможности применения удержания в конкретных ситуациях.
Беспроцентные займы между юридическими лицами — один из самых простых способов перераспределения денежных потоков внутри группы компаний. Однако, как показывает арбитражная практика, выдача беспроцентных займов чревата доначислением налога на прибыль (у организаций) и НДФЛ (у индивидуальных предпринимателей). Проанализируем, какие налоговые риски возникают при осуществлении подобных сделок.